ГлавЭкоПром
О нас

123060, г. Москва, ул. Маршала Рыбалко, дом 2, корпус 6, 5 подъезд, 4 этаж, офис 417

Офис: 9:00 - 18:00
Работа на объектах: круглосуточно, без выходных, в режиме 24/7
ГлавЭкоПром

Цена свалки или состояние мусорной реформы

Цена свалки или состояние мусорной реформы

В 2019 году в России была запущена уже нашумевшая "мусорная реформа". Переполненные полигоны, тысячи стихийных свалок, на которые законно и бесконтрольно осуществляется вывоз мусора, отравление экологии стали отправной точной для разработки, внедрения и развития нового межрегионального проекта. Сортировка отходов и вторичная их переработка - вектор, который выбрали власти для решения данной проблемы.

Такой путь правилен и экономически целесообразен. Его активно используют в развитых странах Европы, где средний показатель вторичной переработки мусора составляет 50% и более. Он позволяет разгрузить бесконечные полигоны, дает дополнительные рабочие места, открывает новые перспективы в производственных сферах, снижает уровень загрязнения окружающей среды.

В нашей стране прошло более полутора лет с момента старта реформы, а результатов пока не видно. Вернее есть небольшие подвижки, но они ничтожно малы с теми планами, которые были намечены изначально. Данный факт не отрицают и сами чиновники. Вывоз ТКО на полигоны осуществляется в тех же объемах что и ранее. На переработку пускается до 7% отходов в лучшем случае. Где же кроется ошибка и как ее исправить, чтобы намеченные планы стали реализовываться?

Денежный вопрос

Согласно утвержденному законопроекту утилизацией мусора должны заниматься региональные операторы (РО). Оплачивать их труд, заниматься распределением отходов по контейнерам возложили на "производителей" тех самых отходов. В большей части - это горожане, жильцы жилых массивов, частных секторов, владельцы магазинов, торговых точек и развлекательных центров.

vyvoz-tko-musora-musorovozom.jpg

Со стартом реформы потребители стали получать новые платежки по более высоким тарифам. В общую оплату операторы начали включать не только услугу по вывозу ТБО, но и расходы, связанные с их работой. Неудивительно, что после такого шага сферу накрыла большая волна неплатежей. В регионах до 50% контрагентов попросту перестали оплачивать квитанции по услуге.

А все потому, что с конечными потребителями (населением) не было проведено разъяснительных мероприятий. Попросту говоря, власти не донесли людям цель реформы, ее назначения и конечный результат.

На практике ситуация стала выглядеть следующим образом:

  • РО осуществляет вывоз бытовых отходов от населения, отгружает их на заводы по вторичной переработке;
  • завод выставляет счет РО за оказанные услуги;
  • РО не дополучает оплату от контрагентов (от управляющих компаний или собственников недвижимости), соответственно не может внести оплату заводу в полном объеме;
  • завод перестает принимать отходы от РО;
  • возникает коллапс, часть компаний объявляет себя банкротами.

Усугубляет работу большинства РО пандемия. К слову, со своими задачами компании справляются, своевременно осуществляют вывоз на свалку ТБО. Но выживают они в основном за счет субсидий. Но и эта денежная подушка от государства предоставляется компаниям не безвозмездно. По сути это тот же кредит, только выданный в иной форме. Он подлежит обязательному возврату. Насколько долго смогут продержаться на плаву те самые региональные операторы? - вопрос риторический.

Достижения новой реформы

Большим достижением новой реформы РО называют ликвидацию стихийных свалок, куда ранее "серые извозчики" осуществляли вывоз крупно-габаритного мусора. На данный момент в эти точки прекращена отгрузка нелегальных отходов. Постепенно они ликвидируются. Нехватка материально-технической базы тормозит процессы, но не останавливает их.

Ближайшие планы реформаторов

На текущий момент в России функционирует пару десятков заводов по сортировке мусора. Некоторые из них неконкурентоспособны из-за устаревшего оборудования. Согласно утвержденному нацпроекту "Экология" к концу 2024 года число сортировочных предприятий, на которые будет осуществляться вывоз строительного мусора и бытовых отходов, возрастет до 2-х сотен. Все они будут построены по европейским стандартам и оснащены автоматизированными линиями.

Сортировочные заводы планируют возводить на территориях мусорных технопарков. Это новые/старые перепрофилированные полигоны. Здесь будут утилизироваться оставшиеся отходы. Те, которые не подлежат переработке. Из производственного цикла ликвидируются процессы сжигания. Вместо них будут использоваться захоронения и компостирование.

В заключении

По словам экспертов, с привлечением инвесторов мусорная реформа могла бы развиваться намного быстрее. Желающих вложить деньги в инфраструктуру достаточно. Но нет еще подходящих условий для вливания капитала, закрепленных на законодательном уровне. Проблему обещают решить в ближайшем будущем. А пока чиновники думают о принятии очередного закона, полигоны наполняются новыми кучами мусора.

В 2019 году в России была запущена уже нашумевшая "мусорная реформа". Переполненные полигоны, тысячи стихийных свалок, на которые законно и бесконтрольно осуществляется вывоз мусора, отравление экологии стали отправной точной для разработки, внедрения и развития нового межрегионального проекта. Сортировка отходов и вторичная их переработка - вектор, который выбрали власти для решения данной проблемы.

Такой путь правилен и экономически целесообразен. Его активно используют в развитых странах Европы, где средний показатель вторичной переработки мусора составляет 50% и более. Он позволяет разгрузить бесконечные полигоны, дает дополнительные рабочие места, открывает новые перспективы в производственных сферах, снижает уровень загрязнения окружающей среды.

В нашей стране прошло более полутора лет с момента старта реформы, а результатов пока не видно. Вернее есть небольшие подвижки, но они ничтожно малы с теми планами, которые были намечены изначально. Данный факт не отрицают и сами чиновники. Вывоз ТКО на полигоны осуществляется в тех же объемах что и ранее. На переработку пускается до 7% отходов в лучшем случае. Где же кроется ошибка и как ее исправить, чтобы намеченные планы стали реализовываться?

Денежный вопрос

Согласно утвержденному законопроекту утилизацией мусора должны заниматься региональные операторы (РО). Оплачивать их труд, заниматься распределением отходов по контейнерам возложили на "производителей" тех самых отходов. В большей части - это горожане, жильцы жилых массивов, частных секторов, владельцы магазинов, торговых точек и развлекательных центров.

vyvoz-tko-musora-musorovozom.jpg

Со стартом реформы потребители стали получать новые платежки по более высоким тарифам. В общую оплату операторы начали включать не только услугу по вывозу ТБО, но и расходы, связанные с их работой. Неудивительно, что после такого шага сферу накрыла большая волна неплатежей. В регионах до 50% контрагентов попросту перестали оплачивать квитанции по услуге.

А все потому, что с конечными потребителями (населением) не было проведено разъяснительных мероприятий. Попросту говоря, власти не донесли людям цель реформы, ее назначения и конечный результат.

На практике ситуация стала выглядеть следующим образом:

  • РО осуществляет вывоз бытовых отходов от населения, отгружает их на заводы по вторичной переработке;
  • завод выставляет счет РО за оказанные услуги;
  • РО не дополучает оплату от контрагентов (от управляющих компаний или собственников недвижимости), соответственно не может внести оплату заводу в полном объеме;
  • завод перестает принимать отходы от РО;
  • возникает коллапс, часть компаний объявляет себя банкротами.

Усугубляет работу большинства РО пандемия. К слову, со своими задачами компании справляются, своевременно осуществляют вывоз на свалку ТБО. Но выживают они в основном за счет субсидий. Но и эта денежная подушка от государства предоставляется компаниям не безвозмездно. По сути это тот же кредит, только выданный в иной форме. Он подлежит обязательному возврату. Насколько долго смогут продержаться на плаву те самые региональные операторы? - вопрос риторический.

Достижения новой реформы

Большим достижением новой реформы РО называют ликвидацию стихийных свалок, куда ранее "серые извозчики" осуществляли вывоз крупно-габаритного мусора. На данный момент в эти точки прекращена отгрузка нелегальных отходов. Постепенно они ликвидируются. Нехватка материально-технической базы тормозит процессы, но не останавливает их.

Ближайшие планы реформаторов

На текущий момент в России функционирует пару десятков заводов по сортировке мусора. Некоторые из них неконкурентоспособны из-за устаревшего оборудования. Согласно утвержденному нацпроекту "Экология" к концу 2024 года число сортировочных предприятий, на которые будет осуществляться вывоз строительного мусора и бытовых отходов, возрастет до 2-х сотен. Все они будут построены по европейским стандартам и оснащены автоматизированными линиями.

Сортировочные заводы планируют возводить на территориях мусорных технопарков. Это новые/старые перепрофилированные полигоны. Здесь будут утилизироваться оставшиеся отходы. Те, которые не подлежат переработке. Из производственного цикла ликвидируются процессы сжигания. Вместо них будут использоваться захоронения и компостирование.

В заключении

По словам экспертов, с привлечением инвесторов мусорная реформа могла бы развиваться намного быстрее. Желающих вложить деньги в инфраструктуру достаточно. Но нет еще подходящих условий для вливания капитала, закрепленных на законодательном уровне. Проблему обещают решить в ближайшем будущем. А пока чиновники думают о принятии очередного закона, полигоны наполняются новыми кучами мусора.

Возврат к списку

Цена свалки или состояние мусорной реформы

Цена свалки или состояние мусорной реформы

Обзор законодательных постановлений в России, текущие проблемы вывоза ТБО на свалки, перспективы разделения отходов и их переработки на заводах
Вывоз мусора для юр. лиц

Вывоз мусора для юр. лиц

Новые дополнения к законам, вышедшие в 2019 году, относительно нормативов ...

Штрафы за вывоз мусора

Штрафы за вывоз мусора

За выкидывание отходов в не предназначенном для этого месте накладываются ...